Идеология ассоциативной энциклопедии

Инструкция для пользователей.
Пропедевтика - увертюра для студентов – Учеников Жизни.
1.Ассоциативная энциклопедия (АЭ) нацеливает виртуальных и реальных студентов СУМОМ на:
- развитие культуры общения (КО), культуры мышления (КМ), культуры самоуправления (КСУ);
- на формирование и расширение своей частной картины мира (ЧКМ).
2.Для продвижения к этим целям в режимах самообучения (виртуальных студентов) и обучения (реальных студентов) в АЭ задаются информационные потоки с помощью 100 – клеточной матрицы познания.
Наполнение 93 информационных ячеек матрицы познания определяется:
- идеологией и задачами СУМОМ (см. разделы «Главная» и «Идеология»);
- идеологией и принципами этической педагогики (см. разделы «Главная», «Идеология», «Обучение» и статью «Что такое этическая педагогика»);
- ассоциативными связями между матричными элементами;
- базисной и этической картинами мира (БКМ и ЭКМ – см. книгу «Как понять ребёнка»);
- педагогической картиной мира в вопросах (см. статью «Педагогическая картина мира: вопрос порождает вопрос»);
- культурой общения (КО), культурой мышления (КМ), культурой самоуправления (КСУ) с точки зрения этической педагогики (ЭП);
- безусловно, частными картинами мира (ЧКМ) авторов – составителей информационных подборок, то есть их личными предпочтениями и представлениями об этической педагогике.
Оставшиеся 7 свободных ячеек матрицы познания зарезервированы для свободного определения и наполнения слушателями в зависимости от их личных и профессиональных интересов.
3.Матрица познания как ассоциативно связанная совокупность информационных блоков, расположенных в определённой учебной последовательности, ведёт студентов от «ЗВУКА» (см. элемент 1), то есть от ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА, к осознанию себя (см. элемент 92) и своей картины мира (см. элемент 93), к её формированию и расширению через освоение остальных элементов матрицы 3 – 91.
3.1.Студенты нашего Свободного университета могут осваивать матрицу познания в любой свободной и удобной для них ассоциативной последовательности. Главное при этом: не терять из виду как матрицу в целом, так и её ориентацию на личную, частную, картину мира (см. элементы 91 – 93).
3.2.Студенты нашего Свободного университета могут рассматривать матрицу познания мира как матрицу самопознания и матрицу создания своей личной ассоциативной энциклопедии (АЭ) в следующей возможной последовательности: на бумаге, в компьютере, в голове.
Использование этой матрицы значительно упростит фильтрацию огромного неструктурированного потока жизненной и профессиональной информации, структуру её накопления и «вытаскивания» из памяти.
АЭ с помощью матрицы самопознания запускает процесс самопознания, который слушатели самостоятельно могут использовать без прямого контакта с преподавателями СУМОМ.
3.3.При очном обучении в СУМОМ индивидуальный маршрут освоения ассоциативной энциклопедии (АЭ) будет корректироваться преподавателями в соответствии с индивидуальными планами и целями студентов, то есть в режиме самоопределения.
Ассоциативная энциклопедия в этом случае трактуется нами как программная матрица воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования.
4.В СШМиО (Свободная школа мышления и общения) данная программная матрица требовала от каждого ученика:
- завести тетради под соответствующими номерами и именами (название предмета или метапредмета);
- выполнять тематические задания в соответствующих тетрадях;
- копить в этих тетрадях информацию по соответствующему предмету или метапредмету.
Учителя СШМиО поясняли ученикам:
- ваше образование не будет полным и эффективным без соответствующего уровня развития и воспитания (без КСУ и КО);
- ваше образование не будет полным и эффективным без соответствующей развитой картины мира (без знакомства с базовыми понятиями матрицы познания – без КМ);
- ваше образование должно быть не только результативным, но и процессуальным (открытым!): школа пока не даёт нужных знаний по всем элементам – клеточкам матрицы познания (точнее не успевает!), но она может и должна запускать послешкольный период накопления информации. Школа – это весна в вашем саду жизни, а послешкольный период – это прежде всего взращивание посеянного в школе.
5.Всё вышесказанное для учеников СШМиО относится и к свободным студентам СУМОМ. Ведь каждый из нас является Свободным Учеником Школы Жизни. Каждый из нас в каждый день своей жизни вступает младенцем, взрослея к вечеру. Каждый из нас постоянно общается со своим внутренним Ребёнком, Подростком и Взрослым, со своим внутренним Родителем и Учителем. Каждый из нас, даже если официально нигде не учится, не может миновать Школу Жизни, где каждый день – Урок. А если мы как дети отлыниваем от уроков, нас начинают учить наши дети (в том числе и внутренний Ребёнок).
Эффективность обучения в Школе Жизни напрямую связана с процессом самопознания, чему и способствует АЭ.
6.АЭ, несмотря на внешнюю простоту некоторых информационных блоков, нацеливает студентов на поиск такой картины мира, с позиций которой:
- каждый блок информационно значим при соответствующей жизненной интерпретации (то есть, нет главных и второстепенных предметов и метапредметов);
- все блоки являются элементами целого (элементами целостного описания мира и человека в этом мире);
- все частные и ассоциативные мнения разных авторов внутри каждого блока ни в коем случае не абсолютизируются, но дополняют друг друга до целостности даже при их явной противоречивости.
7.АЭ в соответствии с методом философского сада камней (ФСК – см. в книгах «Как понять ребёнка» и в «Восьмеричном пути к счастью») стремится к полноте описания объекта (явления, предмета или метапредмета) с разных точек зрения и разными способами,

iviivi.bmp
что приводит к повышению внутреннего разнообразия ученической картины мира, а, следовательно, к адаптации к реальности, то есть к Жизни (см. статью о педагогическом законе обучения «Адаптация системы к реальности»).
При таком подходе с точки зрения формирования внутренней экспертной системы ученика важна не столько справедливость той или иной авторской позиции (её абсолютность), сколько справедливость её описания как можно ближе к авторскому пониманию (см. «Как понять ребёнка»).
С точки зрения метода ФСК наиболее информативными для полноты экспертной системы являются наиболее противоречащие друг другу мнения (концептуальные системы описания).
8.Процесс самообучения студентов СУМОМ мы рассматриваем как процесс самоорганизации, как процесс поиска такой картины мира, которая снимает внешние противоречия (по аналогии с ТРИЗ) за счёт перехода к языку описания другой степени общности (см. «Как понять ребёнка»), за счёт поиска гармонии противоречащих друг другу мнений, когда гармония, по Марутаеву, трактуется как тождество противоположностей.
При очном обучении в СУМОМ такой процесс самоорганизации корректируется преподавателями, которые нацеливают студентов на:
- поиск картины мира каждого предмета или метапредмета матрицы познания;
- поиск картины мира, примиряющей разные точки зрения;
- поиск разных способов описания картины мира каждого предмета или метапредмета.
9.В каждом из 93 элементов информационной матрицы познания мы структурно нацеливаем студентов как минимум на 4 способа описания картины мира данного предмета или метапредмета. Например, для физической картины мира это будет набор ключевых слов, мыслей, вопросов, образов, характерных на наш взгляд для физической картины мира. Аналогично – для биологической картины мира, математической картины мира и так далее. Наличие культуры мышления предполагает умение ученика переходить из пространства слов в пространство вопросов и мыслей, из пространства мыслей – в пространство слов и вопросов, из пространства вопросов – в пространство слов и мыслей.
10.АЭ будет развиваться и пополняться по мере сил и роста самосознания преподавателей, по мере востребованности студентами, ибо и СУМОМ и АЭ – это процесс, который мы задаём, но ещё не результат… Точнее, для нас процесс является результатом: только жизнь с её разнообразием сможет наполнить содержанием все элементы матрицы познания. Кредо этической педагогики: мы не учим учеников, а только создаём предпосылки и условия для их самообучения. Мы можем запустить процесс путешествия по миру знаний, но путешествовать каждый будет сам (см. статью «Что такое этическая педагогика»). И со своими частными целями.
11.Каждый из вас будет по-своему интерпретировать наши общие цели:
ОБЩЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, МУДРОСТЬ.
И каждый по-своему будет сопротивляться или карабкаться.
И мы как преподаватели – тоже.
Будьте осознающими, путешествую по матрице познания!
Идите к своей картине мира!
Пополняйте и интерпретируйте самостоятельно такие разделы как «Прочее» и «Ключевые действия».
В «Прочее» отправляйте пока ещё не структурированную информацию для будущего осмысления, а в «Ключевые действия» - советы, правила, опыты, важные установки, ценные упражнения или соответствующие эффекты (как в ТРИЗ).
Может быть, у вас и у нас по потребности появятся новые разделы. Но пока наших разделов более чем достаточно на … ближайшее время жизни.
12.Студентам – Ученикам Жизни советуем начинать знакомство с каждой ячейкой матрицы познания с составления собственных ключевых вопросов, стараясь «свернуть» до этих вопросов своё представление о данной ячейке (своё знание и незнание). Это ваше первое задание по метапредмету «Культура мышления» (ячейка № 33). Трактуйте матрицу познания мира как матрицу познания себя через мир и мира через себя.
Счастливого плавания!!!

Возврат к списку